Что нужно делать и куда обращаться, чтобы иметь возможность реализовать свое право на получение жилья по договору социального найма?
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) предоставляются малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. К малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления по основаниям, определенным Жилищным кодексом, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При принятии соответствующего решения учитываются доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок предоставления жилья в Костромской области в соответствии с Жилищным кодексом урегулирован Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также Законом Костромской области от 19 декабря 2005 года № 345-ЗКО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области».
1. Для признания гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, им подается в орган местного самоуправления соответствующее заявление, к которому прилагаются:
1) справка о составе семьи гражданина-заявителя;
2) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии, суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов, начисленных пенсий, доплат к ним и пособий;
3) копия справки из органа социальной защиты населения о размере всех получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат;
4) копия документа о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина;
5) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с отметкой налоговых органов, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период.
Для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, к заявлению о признании гражданина малоимущим прилагаются:
1) копии документов о наличии (отсутствии) в собственности гражданина и (или) членов семьи недвижимого имущества, подлежащего налогообложению;
2) при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи недвижимого имущества, подлежащего налогообложению:
а) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости;
б) копии документов, подтверждающих стоимость недвижимого имущества;
в) копии документов о кадастровой стоимости или нормативной цене земли;
3) при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи транспортного средства (средств), подлежащего налогообложению:
а) копия паспорта транспортного средства (средств);
б) копии документов, подтверждающих стоимость транспортного средства (средств).
2. В случае признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, он может быть принят на учет в целях обеспечения жильем, предоставляемым по договору социального найма. Для принятия на учет гражданин представляет в орган местного самоуправления соответствующее заявление, а также следующие документы:
1) справку о составе семьи;
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (за исключением случаев, когда гражданин принимается на учет по иному основанию);
3) копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
4) справку о данных технического учета по жилому помещению в жилом доме, выданную организацией по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости;
5) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи.
Если жилое помещение гражданина признано непригодным для проживания в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, предоставляется копия заключения межведомственной комиссии о признании помещения гражданина непригодным для постоянного проживания.
Если принятие на учет обосновывается невозможностью проживания граждан в одном помещении с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предоставляется копия документа, подтверждающего тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одном жилом помещении.
Если гражданин принимается на учет по основанию, определенному федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Костромской области, им также предоставляются копии документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.