– Основные права и свободы человека и гражданина (личные, политические, социальные, экономические, культурные) закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Статьей 39 Конституции установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Указано также, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом, Конституцией не установлено возраста граждан, при котором осуществляется назначение пенсионного обеспечения, иных условий. В этой связи каких-либо оснований для выводов о нарушении конституционных прав граждан нет.
Порядок пенсионного обеспечения определен федеральными законами от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется. Развитие законодательства прежде всего направлено на полную реализацию положений Конституции, повышение уровня правового регулирования общественных отношений, укрепление законности, преодоление несогласованности между действующими правовыми актами и их реализацией. С учетом складывающегося экономического положения в стране проявляется востребованность в совершенствовании действующего законодательства и в целях обеспечения реализации и защиты конституционных прав граждан.
Внесенным Правительством России в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусматривается внесение изменений и в указанные выше законы. Концептуально проект закона направлен как на создание условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям (в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни), так и для ежегодной индексации пенсий. Так, предлагается в течение переходного периода с 2019 по 2034 годы закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.
В ходе работы над проектом закона, с учетом общественного мнения, депутатами Государственной Думы могут быть скорректированы как продолжительность переходных положений, так и возраст, при достижении которого назначается пенсия.
Исх. № 352 от 17 июля 2018 года