Уважаемые депутаты!
Благодарю Вас за предоставленную возможность выступить в порядке представления Доклада о работе Уполномоченного по правам человека в Костромской области в начальный период деятельности.
Напомню, что институт Уполномоченного был учрежден соответствующим Законом области в декабре 2010 года.
Назначение областной Думой меня на данную государственную должность состоялось в конце мая 2011 года. В июне — августе решались вопросы, связанные с учреждением государственного органа «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат». В сентябре был решен вопрос о его размещении. Таким образом, наша деятельность по приему граждан осуществлялась в четвертом квартале.
Согласно Закону области, ежегодный доклад Уполномоченного представляется не позднее чем через три месяца по окончании календарного года областной Думе, губернатору, председателям областного и арбитражного судов, прокурору области и другим должностным лицам. Несмотря на то, что в других субъектах России первые доклады уполномоченных подготавливаются за полный календарный год, мы посчитали необходимым представить Доклад о начале деятельности Уполномоченного в области.
По решению Совета областной Думы Доклад был размещен на сайте Думы. Полагая, что уважаемые депутаты ознакомились с Докладом, коротко отмечу основные его аспекты.
1. В начальном периоде деятельности Уполномоченного проведена необходимая организационная работа.
Приняты внутренние локальные правовые акты, определяющие учетную политику, порядок работы государственного органа как юридического лица, порядок учета и прохождения обращений и другие.
Поскольку Законом области не определено взаимодействие Уполномоченного с территориальными структурами федеральных органов, заключено 6 соглашений о взаимодействии в работе по защите прав человека, в том числе с прокуратурой, природоохранной прокуратурой области, управлением внутренних дел, следственным управлением, управлением федеральной службы исполнения наказаний, а также с областным судом.
2. Деятельность Уполномоченного и аппарата направляется на формирование материалов о соблюдении на территории области прав и свобод человека и гражданина, выявление проблемных вопросов в этой сфере, оказание содействия гражданам в реализации и восстановлении нарушенных прав.
В этих целях:
- изучается законодательство в части новаций, расширяющих права граждан, и проводится анализ его реализации на территории области;
- осуществляется сбор, обобщение и анализ информации по вопросам соблюдения прав человека;
- проводится личный прием граждан, рассмотрение письменных обращений и их анализ;
- организуется посещение Уполномоченным учреждений социального обеспечения и исполнения наказания, мест предварительного заключения.
Это дает возможность изучать, как в области обеспечиваются гражданские права и свободы и основные социальные права.
Оценивая положение дел, считаем возможным отметить, что в области сложилась определенная система в деятельности государственных, правоохранительных и иных органов, а также общественных объединений по оказанию ее жителям содействия в реализации прав и законных интересов.
3. В Докладе дается обобщение деятельности различных органов, направленной на повышение правовой культуры населения. Признавая ее эффективность по многим направлениям, полагаем возможным отметить еще недостаточную дифференциацию постановки разъяснительной работы среди различных социальных и возрастных групп населения, что подтверждает характер вопросов, поднимаемых в обращениях граждан. Требует совершенствования и правовое просвещение людей, находящихся в заключении, в целях их адаптации в обществе после отбытия наказания.
4. В части реализации права граждан на обращения отмечаем, что в области имеется много институтов, где человек может поднимать проблемные вопросы и получать содействие в защите своих прав. Полагаем, что у жителей области в лице Уполномоченного по правам человека появилась дополнительная возможность получить необходимые консультации и поддержку в защите и восстановлении своих прав.
Только за указанный короткий период деятельности государственного органа в адрес Уполномоченного поступило 150 обращений, в том числе 53 жалобы и заявления. В Докладе дана их характеристика по отраслевым направлениям и поднятым проблемным вопросам. Было бы популистски сегодня строить выступление на имеющихся в области проблемах, так как уважаемые депутаты их хорошо знают. Естественно, что среди поднимаемых проблем имеются обращения по вопросам жилищного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, труда и занятости и другим отраслям. Много обращений (более 45 процентов) связано с уголовным процессом и исполнением наказаний, правовым положением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Анализ данной работы показывает, что серьезных нарушений порядка их рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в области не отмечается. Вместе с тем, полагаем, что было бы полезно открыть для широкого доступа гражданам аналитические обзоры о работе соответствующих органов и учреждений по рассмотрению обращений граждан.
Остаются проблемными вопросы организации работы с обращениями в негосударственных организациях, в связи с чем зачастую граждане обращаются сразу в государственные и правоохранительные органы.
5. Особое внимание уделяется изучению состояния дел по соблюдению прав определенных категорий граждан, правовое и социальное положение которых ограничено специфическими условиями их пребывания.
ñВ целях обеспечения соблюдения прав граждан, требующих социальной поддержки, изучались условия их пребывания в учреждениях социального обеспечения. В Докладе отмечены предпринимаемые в области меры по повышению социальной защиты ветеранов, созданию «доступной среды» для инвалидов. Однако, еще не в полной мере реализуется ряд требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе по обеспечению доступности транспортной инфраструктуры, необходимых условий для безопасного передвижения инвалидов (оборудование специальными средствами автотранспорта, светофоров со звуковыми сигналами).
ñ В целях обеспечения прав людей, находящихся в местах принудительного содержания, изучались условия их содержания в учреждениях исполнения наказания и местах содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Например, в связи с фактами смерти в Калуге 2-х содержащихся под стражей в СИЗО больных диабетом проводилось изучение постановки медицинского обеспечения людей, находящихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания на территории области.
В Докладе отмечены предпринимаемые в учреждениях исполнения наказаний меры, направленные на соблюдение статусного положения заключенных и гуманизацию исправительного процесса. Так введенная в области в 2011 году система «социальных лифтов» позволяет осуществлять наблюдение за ходом исправления осужденных на различных этапах срока отбывания наказания и улучшать условия содержания осужденных, вставших на путь исправления. Отмечается и проводимая работа по созданию условий для получения образования отбывающими наказание.
Вместе с тем проблемной является организация трудовой деятельности осужденных, остаются на контроле и вопросы материально-бытового, медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
6. Многие мероприятия, связанные с проведением приема граждан и проверок по их жалобам и заявлениям, сбором и обобщением материалов о соблюдении прав человека и гражданина в области, а также выезды в специальные учреждения осуществлялись совместно с правоохранительными органами.
В Докладе подробно отражены эти и другие аспекты деятельности Уполномоченного.
Мы понимаем, что процесс становления института Уполномоченного в области не завершен. Предстоит еще многое сделать, чтобы он прежде всего получил доверие у населения. В целях обеспечения эффективной правозащитной деятельности в Докладе определены и направления работы на 2012 год.
ñОдним из важных направлений считаем работу по реализации новаций законодательства, направленных на расширение прав человека и гражданина.
Так, например, внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на либерализацию наказания по отдельным составам преступлений, актуализирует необходимость дальнейшего изучения совместно с областным судом вопросов, связанных с их реализацией, в том числе с применением в области института условно-досрочного освобождения, открытостью и разумностью сроков судебного разбирательства.
ñ В связи с введением в действие Федерального закона «О полиции» важным представляется и изучение вопросов, связанных с обеспечением прав лиц, задержанных правоохранительными органами, в том числе при проведении следственных действий.
ñ Планируется продолжить изучение деятельности исправительных учреждений по обеспечению надлежащих условий содержания заключенных. Поскольку трудовая занятость осужденных затрагивает не только их права, но и, зачастую, права широкого круга лиц, ожидающих от осужденного по решению суда соответствующей компенсации, планируется изучение организации труда лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
В Докладе отмечен и ряд других вопросов, определяющих задачи в деятельности Уполномоченного и его аппарата в дальнейшем. Конечно большой спектр задач в сфере обеспечения реализации и защиты прав человека в области может решаться только комплексно, при объединении усилий различных органов. Надеемся, что и в дальнейшем органы государственной власти области, структурные подразделения федеральных органов будут оказывать Уполномоченному по правам человека необходимое содействие в реализации определенных законом полномочий.
Уважаемые депутаты!
Представленный Вам доклад согласно закону области подлежит официальной публикации. Надеемся, что широкая информация о начальном периоде работы Уполномоченного будет содействовать нашей общей работе по формированию в обществе уважения к правам человека как составной части правовой культуры.
...
Надеемся, уважаемые депутаты согласятся с тем, что реализация многих задач по социально-экономическому развитию области будет успешной, если уважение прав человека будет определять каждодневную работу всех, от кого зависит обеспечение таких фундаментальных ценностей, как право на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность, жилище, право на справедливое судебное решение и другие права человека и гражданина.
Благодарю за внимание.