Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех организационно-правовых форм по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе и жилым зданиям. Аналогичная правовая норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации.
На состоявшемся 2 декабря 2016 года заседании областного Совета по делам инвалидов обсужден ряд актуальных вопросов, связанных с формированием в области «доступной среды» для лиц с ограниченными физическими возможностями. По информации областного департамента по труду и социальной защите населения, в Костромской области проживает более 69 тысяч инвалидов (11,6 процента от общей численности населения), из них более 2 тысяч человек – дети-инвалиды (3 процента от общей численности инвалидов). Более 1 тысячи человек являются инвалидами по слуху, более 1,5 тысячи человек – инвалидами по зрению, более 1, 5 тысячи человек являются инвалидами, передвигающимися в креслах-колясках либо которым требуется постоянное сопровождение.
С информацией по вопросам повестки дня заседания выступила исполняющий обязанности директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Ирина Матрос. Она, в частности, отметила, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации, в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в области разработан План мероприятий («дорожная карта»). Соответствующие «дорожные карты» приняты и во всех муниципальных районах и городских округах. Администрацией Костромской области срок реализации областного плана мероприятий продлен до 2030 года, некоторые значения показателей доступности увеличены, предусмотрены мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов на жизненно важных для инвалидов объектах. С учетом предложений общественных объединений инвалидов в «дорожную карту» включены мероприятия по раннему сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с нарушением развития, предусмотрены меры по обучению специалистов, работающих с инвалидами и другие мероприятия.
Ирина Матрос проинформировала также о реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» Государственной программы Костромской области «Социальная поддержка граждан Костромской области» на 2014-2020 годы». Ею отмечено, что в течение 2014-2015 годов проведены работы по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения 160 приоритетных объектов. Адаптированным для инвалидов оборудованием оснащены 18 учреждений культуры, приобретены 9 автобусов (оборудованных специальным механизмом для погрузки и перевозки инвалидов-колясочников), а также необходимое оборудование для организации субтитрования телепередач. На реализацию мероприятий подпрограммы «Доступная среда» было направлено 195 млн. рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов. В настоящее время соответствующие работы проводятся по адаптации в 26 объектах (3 объекта здравоохранения и 1 – социальной защиты населения, 2 центра занятости населения, 18 объектов культуры, 2 муниципальных учреждения физической культуры и спорта). Приобретено оборудование для обеспечения работы создаваемой диспетчерской службы по социальному сопровождению инвалидов по слуху.
В заседании Совета и в обсуждении вопросов принял участие Уполномоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов. Он, в частности, отметил актуальность вопросов, связанных с приспособлением общего имущества в многоквартирных жилых домах с учетом потребностей проживающих в них инвалидов. Планом мероприятий («дорожной картой») предусматривается, что решение вопросов адаптации многоквартирных домов к состоянию, отвечающему требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, будет осуществляться в рамках рассмотрения обращений граждан при наличии технических возможностей и с согласия собственников. Правилами обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 (далее – Правила), предусматривается, что доступность жилого помещения должна быть обеспечена за счет приспособления такого помещения с учетом потребностей инвалида, то есть изменения и переоборудования как жилого помещения, так и общего имущества в многоквартирном доме. Указанные правила подлежат применению к помещениям, входящим в состав жилищного фонда России, субъектов Российской Федерации, а также муниципального и частного жилищного фонда.
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, оценку необходимости и возможности их приспособления исходя из потребности инвалида и с учетом технических характеристик объекта, оценку экономической целесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома (его части) должны будут осуществлять специальные комиссии. Данное обследование должно осуществляться в соответствии с планом, утвержденным уполномоченным органом (государственной власти или местного самоуправления) в зависимости от формы собственности объекта.
Учитывая, что обеспечение доступности для инвалидов мест общего пользования многоквартирных жилых домов имеет целый ряд аспектов финансового, правового, технического, организационного и иного характера, по мнению Уполномоченного, было бы целесообразным данный вопрос рассмотреть в органах государственной власти области и органах местного самоуправления. Важным на первоначальном этапе представляется определение объема возможных работ (количества и местонахождения жилых домов, где проживают инвалиды, нуждающиеся во вспомогательных элементах) и объема возможных расходов по и их проведению. В этой связи департаменту по труду и социальной защите населения и департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства было бы целесообразно проработать вопрос о дополнении «дорожной карты» соответствующими мероприятиями либо разработать и осуществить мероприятия по ведению соответствующего мониторинга, разработать рекомендации органам местного самоуправления и другие меры.
При обсуждении информации о ходе реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» Уполномоченным была отмечена необходимость регулярного проведения анализа их эффективности.
Исх. № 460 от 3 декабря 2016 года