РАЗДЕЛЫ САЙТА
Официальные сайты

В УФСИН России по Костромской области обсуждены итоги работы за 2017 год

В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области 31 января 2018 года состоялось расширенное заседание коллегии

На заседании были рассмотрены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений исполнительной системы за 2017 год и определены задачи на 2018 год. С Докладом выступил начальник Управления Сергей Забелин. В обсуждении приняли участие заместитель губернатора Костромской области Владимир Кирпичник, старший помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Владимир Смирнов и Уполномоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов.

В своем выступлении Уполномоченный отметил, что вопросам соблюдения прав человека и гражданина в учреждениях системы исполнения наказаний в Государственном органе «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» уделяется особое внимание, поскольку в силу своего правового и социального статуса осуждённые относятся к одной из наименее защищённых категорий граждан с точки зрения наличия возможности самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Отбывающие наказание граждане лишены свободы, но не основных прав и обязанностей. В этой связи в рамках двухстороннего Соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области ведётся мониторинг соблюдения права осуждённых на безопасность, охрану достоинства личности, свободы совести и свободы вероисповедания, права на труд, медицинское и пенсионное обеспечение, образование.

Анализ имеющейся информации и обращений к Уполномоченному, результаты посещения учреждений ФСИН дают основания отметить, что Управлением осуществляется системная, комплексная работа, направленная на обеспечение условий для реализации гражданами своих прав, содействие в их исправлении. Принимаются меры по совершенствованию в учреждениях системы «социальных лифтов», организуются занятия в «школах подготовки осуждённых к освобождению», другие мероприятия с участием медицинских работников, психологов, юристов, специалистов пенсионного фонда, органов социальной защиты населения и центров занятости.

Отмечено, также, что Управлением реализуются планы по развитию материально-технической базы, направленные на улучшение условий содержания находящихся в учреждениях лиц и условий труда сотрудников учреждений. В этой связи Государственным органом поддержано осуществление строительства в Костроме исправительного центра для лиц, приговорённых к принудительным работам. По результатам рассмотрения обращений проживающих в районе Андреевской слободы граждан отмечено, что размещение центра осуществляется на законных основаниях и не нарушает их прав.

Управлением в целом обеспечивается законность при рассмотрении обращений граждан. В 2017 году оперативно, при участии надзорных органов, проводились проверки по сообщениям о возможной угрозе жизни, здоровью лиц, а также по жалобам на действия (бездействие) сотрудников исправительных учреждений. По итогам проверок нарушений действующего законодательства не установлено. Вместе с тем, с учётом результатов прокурорских проверок в исправительных колониях № 2, № 3, № 8 и в Управлении, а также основываясь на ряде обращений к Уполномоченному, отмечена необходимость усиления контроля за соблюдением требований по обеспечению организации объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан.

По мнению Уполномоченного, имеется и ряд других вопросов, которым было бы целесообразно уделять больше внимания.

Так, анализ обращений граждан за последние годы дал основания для проведения изучения в исправительных учреждениях области организации трудовой деятельности осуждённых. В учреждениях в области к труду привлечено около 50 процентов от общей численности трудоспособного контингента, созданы и действуют производства швейной продукции, электротехнических изделий, мебели, изделий из металла, продуктов питания, а также подсобные хозяйства. Так, ознакомление с постановкой этой работы в исправительной колонии № 8 показало эффективность принимаемых мер. Учитывая большое значение организации трудовой занятости осуждённых в их исправлении и подготовке к жизнедеятельности после освобождения, по мнению Уполномоченного, было бы целесообразно считать приоритетными задачи по развитию производственных площадей с целью привлечения к труду большего числа осуждённых. Требуется проведение и разъяснительной работы по вопросам организации труда, в том числе о том, из каких именно параметров складываются нормы по отдельным трудовым операциям и размер их оплаты, поскольку в своих обращениях осуждённые отмечают, что ряд трудовых операций, сопоставимых по трудозатратам, оплачивается по существенно различным тарифам.

Остаются актуальными и вопросы медицинского обеспечения осуждённых. По имеющейся информации, из 737 поступивших в Управление обращений граждан 165, или 22 процента, содержат вопросы и претензии по этой теме. Поскольку поступают такие обращения и к Уполномоченному, им отмечена целесообразность проведения анализа имеющихся жалоб и разработки по его результатам специальных мероприятий по обеспечению соблюдения прав находящихся в подведомственных учреждениях лиц на медицинское обеспечение.

Предложено также принять дополнительные организационные меры
и по обеспечению условий для реализации гражданами возможностей, предусмотренных новациями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295. Уже применяется положение распорядка об обязанности отправки за счет средств исправительного учреждения предложений, заявлений, жалоб осуждённого в соответствующие инстанции при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств. Правилами предусмотрены и другие нормы, расширяющие права осуждённых, в том числе возможность получения платных услуг по видео- и фотосъемке, дополнительным консультациям врачей из гражданских больниц, протезированию, оказанию бытовых услуг и других.

Основываясь на обращениях граждан, Уполномоченным отмечена необходимость дальнейшего совершенствования информационно-разъясни-тельной работы. В её организации нельзя не учитывать невысокий уровень правовой грамотности значительной части осуждённых и лиц, находящихся под следствием, для эффективной защиты и восстановления ими своих прав. В этой связи зачастую они обращаются к Уполномоченному и в иные организации за информацией и разъяснениями по вопросам, ответы на которые могли получить на местах. Недостаток информации порождает и необоснованные претензии к сотрудникам исправительных учреждений, следственных изоляторов, в правомерных действиях которых заявителями зачастую усматривается воспрепятствование реализации своих прав и законных интересов. В этой связи требует постоянного контроля исполнение в подведомственных учреждениях положений части 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации об обязанности администрации исправительного учреждения информировать осуждённых об имеющихся у них правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

В выступлении Уполномоченного было отмечено и важное значение работы по поддержанию социально-полезных связей осуждённых. Её формы и методы разнообразны и зависят от качественной организации в исправительных учреждениях деятельности групп социальной защиты осуждённых. Этими службами проводится комплексная работа, направленная на оказание осужденным содействия в их трудовом и бытовом устройстве при освобождении из мест лишения свободы, в розыске родственников. Вместе с тем, как отмечено Уполномоченным, не все формы и методы работы активно используются. Так, для получения дополнительной информации об осуждённом, в случае обнаружения у него социально-психологических проблем, эффективной формой является интервьюирование прибывших на свидание с ним лиц. Особое внимание сотрудников групп социальной защиты, как показывают обращения граждан, требуется осуждённым из числа детей-сирот, поскольку зачастую социальные связи у них отсутствуют, и им необходима помощь в разрешении жилищных и других проблем. Было бы целесообразно разработать меры по повышению роли, расширению форм и методов работы служб социальной защиты в исправительных учреждениях, их материально-техническому обеспечению и стимулированию сотрудников. В целях повышения статуса этой работы Уполномоченным внесено предложение о рассмотрении возможности инициирования законодательного закрепления концептуального положения о том, что социальная работа в исправительном учреждении является одним из средств исправления осужденного.

В заключение своего выступления Вадим Смирнов отметил, что задачи по дальнейшему совершенствованию работы системы федеральной службы исполнения наказаний на территории области, поставленные в докладе начальника Управления, в целом направлены на обеспечение законности в деятельности сотрудников учреждений, а значит, и на соблюдение прав и законных интересов находящихся в подведомственных учреждениях граждан.

Исх. № 39 от 1 февраля 2018 года