Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату. Поскольку данная выплата фактически предусматривает компенсаторный механизм покрытия потерь от отмены части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий, предусматривавших права определенных категорий граждан на льготное (в том числе бесплатное) лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и транспортное обслуживание, граждане должны иметь возможность самостоятельно определять цели ее расходования. Ранее таким правом могли воспользоваться и лица, находящиеся на стационарном обслуживании в социальных учреждениях, поскольку (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 244) размер платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов определялся только в зависимости от размера их пенсии.
Однако данный порядок был изменен в связи с принятием Федерального закона 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», частью 4 статьи 32 которого предусмотрено, что размер платы за социальные услуги рассчитывается из среднедушевого дохода их получателя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, установлено, что ежемесячная денежная выплата относится к числу выплат, аналогичных пенсии и пособию, учитываемых в составе среднедушевого дохода при расчете размера платы за оказанные социальными учреждениями услуги гражданам, находящимся на стационарном обслуживании. На основании данного постановления социальными учреждениями взимание платы за оказание социальных услуг в связи с пребыванием в социальных учреждениях осуществляется, в том числе, и с сумм ежемесячной денежной выплаты.
Анализ законодательства (в том числе и ранее действовавших правовых норм), судебной практики дает основания полагать, что применение единых подходов к определению размера дохода гражданина для решения вопроса об оказании социальной помощи (в том числе и в форме освобождения от оплаты социальных услуг) и дохода, из которого производятся какие-либо платежи (в том числе оплата социальных услуг), может ущемлять права и интересы граждан. Так, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июня 2008 года № 552-О, ежемесячная денежная выплата имеет особую правовую природу и представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки, которая направлена на восполнение потерь граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме и направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 4-ГО7-44 было отмечено, что на ежемесячные денежные выплаты не могут быть обращены взыскиваемые с граждан пожилого возраста и инвалидов суммы на оплату социальных услуг, предоставляемых им государственными и муниципальными учреждениями социального обеспечения.
Учитывая, что включение единовременной денежной выплаты в расчет платы за пребывание в социальных учреждениях может затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц, в целях оказания содействия гражданам, имеющим ограниченные в силу возраста и состояния здоровья возможности по защите своих прав, Уполномоченный обратился в Костромскую областную Думу с предложением о рассмотрении вопросов в части возможной выработки предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты. Это обращение было рассмотрено 8 декабря 2016 года на заседании комитета Костромской областной Думы по здравоохранению социальной политике и занятости населения. Комитет принял решение о подготовке обращения в Государственную Думу Российской Федерации по вопросу об исключении ежемесячной денежной выплаты из среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина при расчете размера платы за социальные слуги гражданам, находящихся на стационарном обслуживании.
Исх. № 475/1 от 9 декабря 2016 года