Главная > Сообщения > Сообщение

В защиту прав детей-сирот и их опекунов

6 ноября 2024 г.

Жительница Пар­феньева обратилась к Уполномоченному по правам человека в Костромской области, посчитав несправедливой исчисленную сумму оплаты нотариальных действий по оформлению наследства её несовер­шен­­нолетним внукам.

Женщина рассказала, что после трагической смерти дочери она стала опекуном двоих малолетних сирот. На основании опекунского удостоверения она подала заявление от имени несовершенно­лет­них внуков о принятии наследства, и нотариусом было заведено наследственное дело к имуществу их матери.

В указанное наследственное дело заявитель­ни­цей были предоставлены документы и сведения о принадлежности наследо­дателю объектов недвижимости (земля и жилой дом в Кадыйском районе) и денежных средствах на бан­ковских счетах.

По предварительному расчету оплаты нотариальных действий по выдаче сви­де­тельства о праве на наследство на обоих несовершенно­летних наследников, общая сумма оплаты оформления наследственных прав обоих несо­вер­шеннолетних наследников составила почти 25 тыс. рублей.

Также заявительница отметила, что нотариус уведомила и о других расходах, свя­зан­ных с оформлением в собственность наследственного иму­щества – оплата госу­дарственной пошлины в Россреестр за государственную регистра­цию прав на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в размере 8700 рублей.

Заявительница полагала, что при расчете размера госпошлины нота­риу­сом не были учтены требования действующего законодательства (пункта 5 статьи 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающие освобождение несовершеннолетних внуков от её уплаты.

Из ответа Костромской областной нотариальной палаты на запрос Уполномоченного следовало, что общая сумма нотариального тарифа и платы за услуги правового и технического характера на обоих несовершен­нолетних наследников исчислена верно, с учетом налоговых льгот.

Поскольку в декабре 2022 года Президентом России был подписан Феде­ральный закон № 588-ФЗ «О внесе­нии изменений в Основы законо­да­тельства Российской Федерации о нота­риате», в связи с вышеуказанным обращением осуществлялся мониторинг реализации данного закона.

В соответствии с Федеральным законом № 588-ФЗ за совер­ше­ние нотариальных действий нота­риус, занимающийся частной прак­ти­кой, взимает единый нотариаль­ный тариф, включающий феде­раль­­ную и регио­наль­ную составляю­щие:

- федеральный тариф взимается в размере, соответствующем раз­меру государственной пошлины, и с учетом особенностей, установленных рос­сийским законодательством о налогах и сборах,

- региональный тариф – ежегодно устанавливается нотариальными пала­тами субъектов Российской Федерации на основании предельных раз­­ме­ров региональных тарифов, ежегодно устанавливаемых Федеральной но­та­риальной палатой в соответств­ии с формулой расчета экономически обос­­но­ванного предельного размера регио­нального тарифа.

Данный закон вступил в силу с 1 октября 2023 года. В целях реали­зации его норм Федеральной нотариальной палатой разработаны формула и перечень льгот, которые утверждены Приказом Минюста России от 12 сен­тя­б­ря 2023 года № 253.

Согласно абзацу третьему пункта 1 приложения № 2 к Приказу Минюста № 253, освобождаются от взимания регионального тарифа на 100% лица, находящиеся в детских домах, интернатах: дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды.

Оказалось, что Приказ Минюста не распространил льготу на детей-сирот, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей).

Вместе с тем (в том числе на вышеизложенном примере обращения опекуна) очевидно, что нотариальные тарифы для бюджетов пенсионеров, являющихся опеку­нами несовершеннолетних внуков, весьма ощутимы. При том, что пенсионеры и сами являются социально незащищенной категорией населения.

Учитывая позицию и Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области об актуальности вопроса для опекунов (попечителей) и приёмных родителей, омбудсмен обратился в Костромскую областную Думу о направлении в Минюст России предложений о внесении изменений в утвержденный министерством перечень льгот, в части освобождения от взимания обязательного для применения нота­риусами регионального тарифа таких наследников, не достигших совер­шен­нолетия ко дню открытия наследства, как: дети-сироты и дети, остав­шиеся без попечения родителей, а также дети-инвалиды.

19 сентября 2024 года областными  депутатами принято постановление «Об обращении  Костромской областной Думы к Министру юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко об освобождении от взимания регионального тарифа за совершение нотариальных действий отдельных категорий граждан».

На днях поступил ответ из  Минюста России, в котором сообщается, что была запрошена позиция по данному вопросу Федеральной нотариальной палаты, которая также сочла его актуальным, и что в настоящее время Минюстом ведется работа по разработке проекта приказа о внесении изменений в приказ Минюста России от 12 сентября 2023 года № 253 «Об утверждении формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и перечня льгот, применяемых к региональным тарифам». Предложения о дополнении Перечня льгот отдельными категориями граждан будут учтены в готовящемся проекте приказа Минюста России.