1 апреля 2025 года
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и статьей 18 Закона Костромской области от 29 декабря 2010 года № 24-5-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области» подготовлен ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории нашего региона за 2024 год.
Отдельное внимание в Докладе уделено праву граждан на обращение, поскольку их заявления и жалобы являются одним из основных источников информации, дающих возможность выявлять наиболее волнующие жителей области проблемы в реализации ими прав и законных интересов.
В Доклад за 2024 год включена информация о тематике поднимаемых гражданами в обращениях к региональному омбудсмену вопросов, о результатах мониторинга соблюдения на территории области прав граждан. В нем также отражено взаимодействие в сфере защиты прав человека на основе двусторонних соглашений с надзорными органами, территориальными органами федеральных министерств и ведомств.
В 2024 году к областному омбудсмену обратились 906 человек, поступило 445 обращений (на 75% больше, чем в 2023 году), 334 (+90%) из них – письменные (включая 6 коллективных) и 111 (+44%) устных. Гражданам предоставлена 461 консультации в рамках оказания бесплатной юридической помощи.
Увеличение количества обращений определили так называемые «гуманитарные обращения» – стали чаще обращаться граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, связанной с СВО.
На втором по количеству месте обращения, затрагивающие социально-экономические права граждан. Большая часть поступивших к Уполномоченному жалоб затрагивала две сферы правоотношений: социальную защиту населения и коммунальное хозяйство.
Снизилось в 2024 году количество обращений по вопросам нарушения права на жилище. Поступившие обращения затрагивали вопросы предоставления жилых помещений по договору социального найма; капитального ремонта жилых помещений; переселения из аварийного жилого фонда и ряд других.
Почти в три раза по сравнению с 2023 годом снизилось количество жалоб на нарушения в сфере трудовых правоотношений. Они затрагивали вопросы трудоустройства, увольнения с работы, а также соблюдения условий труда и отдыха.
Снизилось количество обращений по вопросам охраны здоровья, однако перечень проблем, волнующих граждан, остается в основном прежним: сложность записи на приём к врачу, отсутствие необходимого специалиста, жалобы на равнодушие и непрофессионализмом врачей, грубое отношение персонала.
Третью позицию по удельному весу в 2024 году занимали жалобы на условия содержания и соблюдение прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Почти в два раза снизилось количество обращений по вопросам защиты прав в гражданском и уголовном процессах. В первом случае заявителей волновал вопрос применения мер принудительного исполнения судебных актов по гражданским делам, во втором – вопрос объективности и полноты предварительного расследования.
В результате рассмотрения обращений во взаимодействии с компетентными государственными органами по 60 из них оказано содействие в защите прав граждан, восстановлены права 33 человек.
Более подробно результаты работы Уполномоченного отражены в соответствующих параграфах и главах Доклада, полный текст которого размещен на официальном сайте омбудсмена: http://upch44.ru.
