РАЗДЕЛЫ САЙТА
Официальные сайты

Рассмотрены вопросы обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях

4 декабря 2018 года в администрации Костромской области под председательством губернатора области Сергея Ситникова прошло заседание постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Костромской области. В числе других вопросов повестки дня рассматривался вопрос «Об эффективности деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области по обеспечению правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы региона».

В заседании и обсуждении данного вопроса принял участие Уполномоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов. В своём выступлении он отметил, что во взаимодействии в работе с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области Государственный правозащитный орган исходит из того, что поддержание правопорядка в учреждениях исполнения наказаний является основной обеспечительной мерой соблюдения прав граждан. Поскольку правопорядок является реальным показателем законности, при проведении мониторинга соблюдения прав человека в исправительных учреждениях, следственных изоляторах первостепенное внимание уделяется вопросам неукоснительного соблюдения законов, подзаконных актов в отношении содержащихся в них лиц. Каких-либо серьёзных отклонений от требований законодательства, нарушающих права граждан, не выявлялось.

По мнению Уполномоченного, обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях зависит от проведения системной комплексной предупредительной работы, обеспечивающей, прежде всего, оперативное реагирование на обращения, жалобы содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах лиц. Из числа поступивших в текущем году обращений осуждённых, подозреваемых, обвиняемых и их родственников 8 содержали жалобы на действия (бездействие) сотрудников учреждений. По результатам проведённых во взаимодействии с Управлением ФСИН, органами прокуратуры, Росздравнадзора проверок по жалобам одного из подследственных на неправомерные действия сотрудника Следственного изолятора № 1, ряда осуждённых из Исправительной колонии № 2 на незаконное применение взыскания, на задержку в освобождении после отбытия срока наказания, нарушений их прав не установлено. Вместе с тем, подтвердилась обоснованность ряда других жалоб. В Исправительной колонии № 3 в отношении осуждённой с нарушением требований уголовно-исполнительного кодекса России были применены дисциплинарные взыскания в виде устных выговоров. Признаны обоснованными и некоторые жалобы осуждённых на нарушение их прав на получение медицинской помощи. В Исправительной колонии № 7 выявлены факты несвоевременного проведения двоим осуждённым необходимых диагностических обследований, нарушения стандартов оказания медицинской помощи при обследовании и лечении. Особое внимание уделяется также обращениям граждан с сообщениями о возможной угрозе их жизни и здоровью в учреждениях ФСИН.

Анализ поступающих к Уполномоченному обращений также показывает, что многие поднимаемые осуждёнными и подследственными вопросы могли бы и должны были разрешаться на местах без участия надзорных и правозащитных органов, поскольку своевременное рассмотрение возникающих у них проблемных вопросов – один из важных факторов, предупреждающих нарушение правопорядка.

Вадимом Смирновым была отмечена целесообразность проведения анализа причинно-следственных связей допускаемых нарушений с учётом возникающих у содержащихся в учреждениях лиц проблемных вопросов, несвоевременное разрешение которых может привести к нарушениям правопорядка. С учётом поднимаемых в обращениях вопросов нарушения правопорядка могут вызвать: неэффективные действия по поднятым в обращениях граждан вопросам; неправомерное (избыточное) наложение дисциплинарного взыскания, несоответствие вида взыскания проступку; несвоевременное решение вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи; упущения в обеспечении надлежащих бытовых условий отбывания наказания; недостатки в организации информирования осуждённых о формировании стоимости их содержания (питания, предметов вещевого имущества, индивидуальных средств гигиены), которая высчитывается из заработанных ими в учреждении денежных средств; размещение подследственных в помещениях без учёта специфики рассматриваемых дел и наличия имеющихся ранее судимостей и другие.

В этой связи, по мнению Уполномоченного, работа по предупреждению нарушений правопорядка должна направляться на создание в учреждениях ФСИН условий, обеспечивающих соблюдение прав содержащихся в них граждан. Особого внимания требует обеспечение соблюдения прав на медицинское обеспечение. В этой связи отмечена необходимость усиления контроля за работой медпунктов в учреждениях и систематическим проведением ими необходимых консультаций осужденных, имеющих хронические заболевания, состоящих на диспансерном учете.

Учитывая важное значение в обеспечении правопорядка работы по поддержанию социально-полезных связей лиц, отбывающих наказание, прежде всего инвалидов, престарелых, а также осуждён­ных из числа детей-сирот, у которых зачастую отсутствуют социальные связи, отмечена целесообразность принятия мер по повышению роли групп социальной защиты в исправительных учреждениях, их материально-техническому обеспечению и стимулированию сотрудников.

По мнению Уполномоченного, эффективность деятельности по поддержанию правопорядка в исправительных учреждениях и следственных изоляторах обеспечивается ведением постоянного мониторинга соблюдения требований законодательства не только содержащимися в них лицами, но и сотрудниками учреждений. При этом осуществление контроля исполнения персоналом своих функций было бы целесообразно сочетать с работой, направленной на поддержание в учреждениях благоприятного социально-психологического климата среди сотрудников.

В заключение им отмечено, что, поскольку работа по обеспечению правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории области связана с соблюдением прав человека, правозащитный орган продолжит взаимодействие с Управлением ФСИН по этому актуальному вопросу.

Исх. № 582 от 5 декабря 2018 года